Учимся мыслить по методу Кристофера Александера.
Почему некоторые здания разрушают гармонию улицы, а другие — её создают?
Разбираем принципы «тонкого встраивания» из книги «Язык шаблонов» всемирно известного урбаниста.
«Неуместные дома»: куда исчезает душа города? Анализ на основе шаблона № 135 — «Тонкое встраивание».
Вот один почти неуловимый, но щемящий момент. Идëшь по улицам Петербурга — не по парадному центру с его Невским и каналами, а где-нибудь на окраинах, среди «путинок», в лабиринте монолитных и панельных коробок с их закрытыми, но живыми дворами. И вдруг взгляд спотыкается. Что-то не так, что-то не сходится.
Стоит дом — внешне новенький, аккуратный. С фасадом из дорогого керамогранита или даже клинкерного кирпича, броский, выделяющийся, но чужеродный. Он будто кричит, ломает строй улицы, стоит невпопад.
Кристофер Александер говорил об этом, как об отсутствии «тонкой встроенности». Я же называю это архитектурной глухотой. Дом может быть эффектным, даже роскошным или статусным. Но если он игнорирует дух места, он превращается в визуального захватчика.
Примеры опускаю — не хочу никого задеть.
И дело не в стиле. Петербург всегда славился умением гармонично сочетать разные архитектурные языки. Проблема в другом: ни девелопер, ни архитектор, ни чиновник, ни даже дизайнер вывесок не ощущают духа места. Они не ищут ритм улицы, не задаются важными вопросами:
— Где здесь естественный вход?
— Как здание выглядит с высоты человеческого взгляда?
— Фасад начинается на пятом этаже или уже у первой ступеньки парадной?
— Как дом соотносится с соседями: по высоте, цвету, силуэту карниза?
К. Александер утверждает: «Новое здание должно гармонировать с окружающей застройкой по духу — оно может быть новым, но обязано выглядеть как естественное развитие старого».
Что случается, когда этого тонкого встраивания не происходит?
- Исчезает гармония — улица теряет визуальную и эмоциональную целостность.
- Пропадает комфорт — люди перестают чувствовать уют и легко теряют ориентацию.
- Рождается хаос — пространство дробится, становится бессвязным и трудно воспринимаемым.
- Появляется визуальный шум — взгляд блуждает, не находя логики и опоры.
- А самое важное — улетучивается дух места. И вместе с ним — ощущение принадлежности.
Девелоперы часто выбирают путь проще: типовые коробки, расширенные границы участка и громкие слоганы об «архитектурных традициях». Но подлинное зодчество — не в пустых отсылках к прошлому, а в живом диалоге с городом. Не в фасадном декоре, а в сохранении его аутентичной ткани.
Кристофер Александер учит иному подходу: «Начни с внимательного изучения места — его дыхания, его такта. И лишь затем создавай архитектуру, которая не будет чужеродным элементом, а станет естественным продолжением городского пространства — без диссонанса, без внутреннего протеста у тех, кто проходит мимо».
Насколько современные застройщики учитывают принципы гармоничного встраивания в историко-культурный контекст?
Или ключевыми факторами по-прежнему остаются экономическая эффективность, плотность застройки и коммерческая целесообразность, тогда как вопросы эстетического и функционального соответствия городской среде отодвигаются на второй план?
Кроме того, наблюдается тенденция к чрезмерной визуальной экспрессивности новых жилых комплексов, что зачастую обусловлено не архитектурной необходимостью, а маркетинговыми стратегиями.
Один из самых популярных девелоперов намеренно использовал кричащие цвета при строительстве жилья комфорт-класса. Дома того времени буквально «слепят» — такова была маркетинговая стратегия: привлечь внимание любой ценой. Однако такая пестрота лишь уродует пространство, лишая его гармонии.
Может, стоит включить в техническое задание для архитекторов новый пункт: «Создавать проекты в гармонии с местом, а не вопреки ему»?
Делитесь вашим мнением в комментариях.
Читайте прошлые статьи по этой теме и делитесь вашим мнением.
Добро пожаловать в наш Телеграм-клуб о недвижимости и городской среде Петербурга!
Подписаться на Телеграм-канал и получить бонус — Методику объективного выбора недвижимости.